Yidaki-Ural.ru - Диджериду от Мастеров Урала

Лаборатория
Диджериду
Галерея
Обучение
Статьи
События
Ссылки
Форум
Музыка
Вопрос - ответ
Заказ
Гостевая книга
Контакт
English

Вопрос - ответ

Почему мундштук делают из воска, и каким вообще должен быть мундштук диджериду?

Всё сказанное ниже является моим личным мнением и не претендует на "абсолютную истину" в данной области.

Во-первых, потребитель, приобретая или просто где-то сталкиваясь с аутентичным австралийским инструментом, снабженным мундштуком из воска, сразу же запечатлевает в своём сознании нерушимую взаимосвязь между диджериду и этим самым восковым мундштуком. Ведь раз аборигены ТАК делают, то, значит, это так и должно быть. Ведь это же так необычно, это так "этнично", так своеобразно и т.д. и т.п. Более того - в этом человеку видится некая, я б сказал, "изЪюминка".

Во-вторых, на территории России, да и за ее рубежами, довольно трудно найти источник знаний о диджериду-мундштуках, который бы осветил этот вопрос с разных сторон. Поэтому лучшим способом познания тут оказывается практика. Практика исполнения + практика мышления.

Практика показывает буквально следующее:

(белый) воск помогает довольно быстро и легко решить задачу придания товарного вида тому торцу трубы, в который, предположительно, будет пытаться дудеть ее приобретатель. Зачем изобретать что-то сложное и трудоёмкое, если клиент покупает, если с т.з. клиента кажется, что в этом есть какой-то этнический шарм?

Справедливости ради нужно отметить, что мундштук из воска обладает одним ценным свойством - ему можно придать любую форму. Т.е. воск хорошо помогает в решении задачи поиска "своего мундштука". Можно вылепить массу вариантов и решить в итоге, какой же вариант вам больше всего подходит.

Также отметим, что для того диджериду-исполнителя, который в своем творчестве не собирается выходить за рамки «медитативного жанра» (протяжное гудение без исполнения быстрых ритмических фигур) будет вполне достаточно мундштука из (белого) воска.

Но если Вы хотите развивать свою технику дальше, то Вам таки придется сменить мягкий воск на нечто более твердое. Ибо когда губы начинают прилипать к мундштуку, то это как-то не способствует делу мобильности и виртуозности. Подумайте сами: северная Австралия, жаркий климат – как аборигену играть во время продолжительных ритуалов, если бело-восковой мундштук начинает плавиться даже в нашем, далеко не жарком, климате? Да, все знают, что аборигены используют иной, более тугоплавкий вариант воска. Если у вас есть возможность сделать так же, то это оч.хорошо. Но есть и другие варианты изготовления ТВЕРДОГО мундштука.

1. Мундштук из разного рода «пластических масс», которые после затвердевания можно дополнительно обработать и в итоге получить нечто более удобное, долговечное и прочное, чем мундштук из воска (иллюстрация).

.

.

.

.

.

.

.

.

.

2. Можно выпилить из дерева или пластика кольцо и приклеить его к концу трубы.

Некоторые умельцы делают такие кольца из силикона.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

3. Но наиболее удобным и правильным является вариант, как бы это ни парадоксально звучало, когда у диджа вообще нет отдельного мундштука. В этом случае его роль играет непосредственно торец трубы.

Понятно, что этот вариант очень и очень НЕ универсален. Потому как не часто можно найти эвкалиптовый дидж (а тем более «бамбук» или «тростник»), торец которого минимальными усилиями можно было бы заточить под мундштук. Но тем не менее остановимся на этом варианте подробнее ещё и в силу того, что именно такие мундштуки чаще всего можно встретить у самодельных диджериду из цельного дерева. Преимущества такого «как бы мундштука», думаю, достаточно очевидны, чтобы их обсуждать.

Хотя я понимаю, что искренних поклонников восковой экзотики этот вариант явно разочаровал ;).

Какую же конкретную форму должен иметь мундштук? Предлагаем рассмотреть 4 подхода к вопросу заточки мундштука. (см.иллюстрации). Самый общий и нейтральный вариант - N1. Это плоское поле шириной 5-10 мм с закруглениями по внутреннему и внешнему краю. Острота внутреннего края определяется индивидуальными предпочтениями. Лично мне проще было учиться играть на достаточно остром внутреннем крае. Он чётче держит губу. Но если сильно прижимать губы, то можно их травмировать.

Можно сильнее сгладить внутреннюю кромку, а плоскому кольцевому полю слегка придать форму "зонтика", "шляпки" - N2. В этом случае вы снизите травматичность внутреннего края, но оставите с ним хороший контакт. В этом случае губы чётче упираются во внутреннюю кромку и, когда при длительной игре круговые мышцы рта слабеют, вам не придется прикладывать дополнительные усилия при исполнении передува (трампета). Особенно это важно в период обучения, когда мышцы рта ещё не очень сильны.

.

.

Кому-то нравится вариант с полностью скругленным торцевым кольцом без плоского поля - N3.

.

.

.

.

Ещё более редкий вариант - это вогнутое кольцо - N4. Характерен для тех, кто активно использует техники передува, битбокса. Требует развитого навыка формирования амбушюра (положение губ для воспроизведения того или иного звука).

В любом случае нужно понимать, что вопрос удобства мундштука очень важен и в каждом отдельном случае этот вопрос может решаться индивидуально. Взяв в руки наждачную бумагу, можно придать мундштуку именно ту форму, котрая подходит именно вам. После чего покрыть мундштук или паркетным лаком или пропитать горячим(кипящим) льняным маслом. И это будет правильно! ))