Ритмическое упражнение ''Триоль''
Ближе к ритмам.
Сразу предупрежу, что дальше преимущественно мы будем опираться на диафрагмальное циркулярное дыхание. Потому как оно позволяет органично встраивать вдох в тело ритмических фигур, одновременно иногда выполняя функцию имитации "большого барабана".
И в качестве первого тренировочного примера рассмотрим триольную фигуру, которую впоследствии Вы сможете использовать как базу для формирования тех или иных ритмических рисунков.
Фигура будет следующая: "тУ-а-ки", "тА-у-ки" или "кА-у-ки". Кому что нравится.
Итак, подробно: тА (обязательно ! толчок диафрагмой, щеки надулись)-у (додув щеками вместе со вдохом)- ки(обычный выдох на сдутых щеках)
Мне лично подобную фигуру почему-то удобнее мыслить со сдвижкой, пернеся последнее "ки" в начало.
(ки-тА-у)-(ки-тА-у)-(ки... Как бы из-за такта её начиная. Но это скорее лишь к первому диафрагмальному толчку относится... и к вопросу, где в триоли акцент ставить. Типа, с подготовочкой: ки-тА!-ууу... Но это так, сугубо личное.
Т.е. в итоге всё равно получается такая же триольная конфигурация с так или иначе расставленными акцентами.
Расписываю по тактам:
ки // тА у ки / тА у ки / тА у ки / тА у ки // тА у ки /.......
____раз____2ва_____3ри____4тыре____раз____2ва и т.д.
Или смещаем акцент в конец триоли:
ки та У / ки та У / ки та У / ки та У // ки та У / ки та.......
раз____2ва_____3ри____4тыре____раз_____2ва и т.д.
/файл tu-a-ki--tu-a-ki.mp3/
Еще раз замечу, что первое "ТУ" (или "ТА") -это резкий выдох диафрагмой. А вдох происходит на каждый счет, после каждого первого "тУ"("тА") на втором звуке "а"("у"). Ну или максимум через раз. Небольшой, но частый вдох. Это практически просто частое поверхностное дыхание. В предельном темпе вам даже может начать казаться, что вы почти непрерывно дышите и играете. А если при этом вы расслабитесь и позволите себе погрузиться в трансовое состояние, то вам обеспечено дивное переживание безмолвного присутствия в пространстве звука, дыхания и ритма.
Комментарий для повторного чтения.
Опираясь на опыт общения с диджериду-читателями отмечу следующее. Трудно дается в смысле практического овладения следующая концепция: дыхание как основа ритма. Примитивный вдох и выдох в строго соответствующий момент ритмического рисунка. Никаких высоких материй. Всё просто. Другое дело, что это довольно трудно дается в освоении. Ведь нужно начать сознательно и точно управлять дыхательными мышцами. А при высоких скоростях это "управление" уже переходит в жанр "мелкой моторики". А мелкая моторика для дыхательных мышц - дело непривычное. Но вполне осваиваемое.
Поэтому совет тут один - тренировки и тренировки. Даже в холостом режиме. Начать можно просто с физиологического ознакомления с тем, что же такое ТОЛЧОК диафрагмой.
Давайте откроем рот, наберем воздух в легкие и.... резко выдохнем "Ха!!!". Прошу при этом обратить ПРИСТАЛЬНОЕ внимание на то, что произошло в момент "ха" в районе, так скажем, "живота". У меня есть веские основания предполагать, что исполнить трюк "Ха", минуя резкое сокращение диафрагмы, вы не смогли. Если это не так, то вы уникальный человек и Вы достойны пристального внимания со стороны представителей науки ;).
Итак, будем считать, что вы, внимательно пронаблюдав процесс выдоха "Ха", убедились в том, что диафрагма, как орган у вас есть, и вы осознали, что ею можно управлять.
Теперь пытаемся ДЫШАТЬ в РИТМЕ.
В первую долю такта (на счет раз) резко выдыхаем "Ха!", а в остальные доли (два,три,четыре) бурчим какой-нибуть "тым-ты-рым".
Результатом при таких упражнениях должно быть ощущение, что вы ДЫХАНИЕМ организуете основной ритмический рисунок. Вы дышите ритмом.
К сожалению в муз.учреждениях духовикам зачастую НЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ,что основой звука является дыхание, воздушный столб, начинающийся с диафрагмы. Певцам ставят такое дыхание, а вот духовикам - нет... К сожалению. |