Yidaki-Ural.ru - Диджериду от Мастеров Урала

Лаборатория
Диджериду
Галерея
Обучение
Статьи
События
Ссылки
Форум
Музыка
Вопрос - ответ
Заказ
Гостевая книга
Контакт
English

Обучение

О том, как шевелить языком и губами.

Урок 3-ий.

Что ж, будем считать, что Вы научились извлекать из диджериду некие звуки и циркулярно дышать.

Теперь предлагаю начать делать это осмысленно и целенаправленно, а именно в направлении цели под названием "ритм".

Но для начала немного о банальном.

1. О движении языка.

Предлагаю условно выделить следующие типы движений:

- движение кончиком языка;

- движение серединной частью (ближе к задней)

- движение задней частью

И еще одна группа:

- движение (кончиком или другой частью) в вертикальной плоскости;

- движение в горизонтальной плоскости;

- продольное или поршневое движение.

Сразу скажу, что это перечисление скорее преследует побудительную цель, чем нравоучительную.

Побудительную к тому, чтобы обучающийся сам внимательно прислушался к тому, какой звуковой результат получается при тех или иных движениях или их комбинациях.

Я лично, например, не могу найти примера для иллюстрации движения языка в горизонтальной плоскости. Не использую эту возможность. Но может быть кто-то придумает что-л. по этому поводу и поделится с нами своим открытием. Почему бы и нет?

Теперь чуть подробнее о некоторых нюансах в контексте указанной классификации.

Надо осознавать, что движение кончиком языка (напр. слог "та-та-та") производит кратковременное перекрывание потока воздуха. Но это не значит, что нужно максимально избегать подобных звуков. Просто иногда по этой причине может проскакивать "брак". Особенно на диджериду с высоким тоном фа-соль. Потому как высокие диджи менее склонны к остаточному [до]звучанию. На низких диджериду по этой же причине проще скрывать брак звукоизвлечения.

В противовес слогу "та-та.." можно поставить слог "ка-ка...", который оставляет в рабочем состоянии ротовую полость, и в краткий момент приготовления к слогу "ка", у звука гораздо меньше шансов пропасть. Потому как в этот момент могут работать щеки.

Теперь о продольном движении языка. Движение происходит из утопленного-заднего положения в переднее (к зубам). /файл tuuits.mp3/ При этом происходит резкое (или не очень) сокращение внутреннего объема ротовой полости (желательно вместе со сжатием щёк) и, следовательно, обострение звука. Это движение вполне можно производить параллельно со вдохом.

По поводу языка пока всё.

2. Положение губ.

Меня лично очень интересовал вопрос, как там расположены губы у исполнителя, когда извлекаются те или иные звуки. А особенно, когда идет насыщенная работа трампетами (передувами).

Еле выпытал у Daturы, что да, таки губы у него все время слегка поджаты и находятся в полуготовности для извлечения трампета. К тому времени, как "раскололся" Datura, я и сам опытным путём пришел к такому же губо-положению, ибо оно (с моей субъективной кочки зрения) оказывается наиболее эргономичным.

При исполнении трампета (высокочастотного звука) губы находятся в таком же положении, как и при игре на трубе или горне. Поэтому, чтобы максимально быстро прыгнуть к трампету, а после него обратно на дрон (базовый звук), желательно научиться извлекать базовый низкочастотный звук при положении губ близком к "трАмпетному". Т.е. губы при этом должны быть поджаты, но более расслаблены, чем при трампете.

В таком положении губ возможно мгновенно "прыгнуть" на трампет лишь легким резким (диафрагмальным) усилением потока воздуха.

Или другой вариант, более четкий, но более затратный - это мини-плевок. Недостаток этого приема, как минимум в моём конкретно способе исполнения, в том, что перед трампетом происходит мгновенное легкое затыкание языком выходного отверстия между губ.

/мдя-я-я... ну и текстик. Непосвященный может подумать совсем о другом ;) /

А такое затыкание чревато всё тем же временным прекращением звучания. Но при достаточной сноровке можно научиться маскировать это критичное место подготовки к трампету. Так что в итоге решайте сами, каким способом пользоваться в том или ином случае.

Почему я вообще заговорил эту тему? Потому что часто для извлечения первого звука советуют как бы немного выпятить губы и даже слегка вложить их в трубу. Но после этого может возникнуть впечатление, что так дальше и надо трепетать губами немного выпятив их вперед. Этот шаблон фиксируется в сознании и дальше не подвергается критическому переосмыслению. Правда исключение составляют те товарищи, которые извлекают звук уголком рта. Но я сам не пользуюсь таким способом, поэтому всё то, о чем пишу, относится к серединному или слегка смещенному в сторону положению губ.

На этом пока закончу с банальностями ;). Может быть позже что-то и добавлю...