|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20-22 октября 2006, г.Якутск, фестиваль джазовой музыки ''ТОНГ-ДЖАЗ''.Удивительное для российского "диджеридудудения" событие: музыкально-сакральный инструмент австралийских аборигенов звучал в официально-джазовом формате. Если не считать "альпериду" Аркадия Шилклопера, то, можно сказать, что в чистом виде didgeridoo-style не только в фоновом, но и в солирующем варианте на российской джазовой сцене был заявлен впервые. Если это не так, то пусть меня поправят более сведущие специалисты. Итак, по порядку. (На всякий случай - это не журналистский обзор, а взгляд на произошедшее с моей дидж-субъективной точки зрения.)
ДЕНЬ 1-ЫЙ. На открытии буквально с первых минут звуки диджериду и квартета "Джазовые новации" сопроводили ритуальный выход Шамана. Произошло соединение звуковых традиций двух полушарий. Голос Шамана, его бубен и танец были поддержаны звуками и ритмом диджериду, саксофона, барабанов и контрабаса… Ритуал открытия удалсЯ. Далее всё шло традиционным путем: Оркестр цирка, местные разноджазовые и не очень коллективы… в заключение всех раскачал «Уральский Диксиленд». ДЕНЬ 2-ОЙ.
Вторыми играем мы. Никаких репетиций. В ноутбуке – «фанера» в виде некоего музыкального фона: природные звуки, некие ритмико-мелодические рисунки… Конечно же есть договоренность о том, где, кто и как «перетягивает на себя одеяло», но в остальном – полный импровиз. Конечно были опасения по поводу того, как к этому отнесется местная публика, насколько удастся заполнить пространство звуком и какое в итоге всё это будет иметь отношение к джазу. Но на то они и «Джазовые новации», чтобы не бояться экспериментов.
Началось выступление в духе полного авангарда: бульканье воды, пиление смычком по тарелке, шумы, зюзюкания и т.д. Но постепенно все начинало обретать кое-какую форму. Помидоры и тухлые яйца в нас не летят – значит, думаю, всё еще не так плохо. В общем, где-то к 10-ой минуте я уже достаточно раздуделся на диджерибоне и, когда выставил дидж N7 для соло, к своему удивлению услышал даже лёгкие одобрительные аплодисменты. Ну, думаю, надо наконец-таки дунуть по настоящему. Дунул. Оторвался. В общем, всё оказалось в итоге не так уж и плохо. Игорь Захаров побаловал зрителей барабанными ритмами. Сергей Летов – флейто-саксофонно-свистковыми трелями и пассажами. Вадим Правилов - басово-контрабасовыми изысками. А я, как мог, сдабривал всё это разномастными диджеридудными звуками и ритмами.
Джазмены вроде тоже как позитивно отнеслись к этому выступлению. Далее публике явили свое мастерство Игорь Бриль с сыновьями. И в завершении вечера опять на сцене играл «Уральский диксиленд». ДЕНЬ 3-ИЙ (итоговый). Фактически краткий повтор всего того, что было на сцене-арене, за предыдущие два дня. Мы играли какую-то не очень удобную для диджерибона композицию. Выкручивался как мог. Правда со звуком был напряг. Потому как в этот день вообще ВСЕ выступали. А в такой ситуации хорошо настроить микрофоны под себя довольно трудно. Ну да и ладно. Апофеозом происходящего было фантастическое по масштабам действо установления рекорда (в книгу Гиннеса): 400 хомусистов играли одновременно на своих хомусах! Звук мистический. Космос да и только.
В финале опять появился шаман и своими мистическими действиями завершил праздник Джаза в Якутии. ДЕНЬ 4-ЫЙ Гости почти разъехались, а у нас остался небольшой долг перед общественностью: мастер-класс в музыкальном колледже. Встречали нас там как национальных героев. Играли всё тот же импровиз под неиспользованные куски фонограмм. Говорили про джаз, рассказывали про диджериду, раздавали автографы и т.д. и т.п. В общем, было тепло и душевно в уходящем в холодную зиму Якутске… ВЫВОД. Для меня лично это было весьма значимое мероприятие. Преимущественно в силу того, что абсолютно неожиданно для себя я оказался внутри джазовой тусовки, на джазовой сцене. И это при том, что я начал увлекаться джазом где-то еще с 1983 года, как слушатель и в плане музыкального самообразования. Т.е. я вдруг оказался по одну сторону с теми, на кого раньше смотрел лишь из зрительного зала. Конечно это мотивирует к дальнейшему развитию, да и просто расширяет рамки музыкального мировоззрения. Хотя я отдаю себе отчет в том, что в таких стечениях обстоятельств есть большая доля от того, что называется «на безрыбье и рак рыба». Т.е. в ситуации, когда в стране практически ничего неизвестно о диджериду, достаточно немного научиться каким-то простым приемам звукоизвлечения и ты уже чемпион. Но естественно, что далеко на таком «коне» не уехать. А это значит, что тов.Ленин был прав: «Учиться, учиться и учиться…» дальше. А что еще остается? :) P.S. Через полгода последовалор небольшое продолжение "якутской истории" - это попытка прокатиться с небольшой программой по окраинам Якутии. Впервые в своей жизни я проехал 500 км на ПАЗике туда и столько же обратно в "минус 25" за бортом. Диджериду в золотодобытческой столице Якутии (г.Алдан (посёлок такой)) - это просто какое-то почти никак невероятное событие для местных жителей. Люди были в шоке от "музыкального продукта",который привезли с собой Игорь Захаров, Игорь Паращук и Вадим Субботин. См.заметку в сельской газете и статью в центральном Саха-издании |
| Copyright © Вадим Субботин 2006-2025 | Политика конфиденциальности |