Yidaki-Ural.ru - Диджериду от Мастеров Урала

Лаборатория
Диджериду
Галерея
Обучение
Статьи
События
Ссылки
Форум
Музыка
Вопрос - ответ
Заказ
Гостевая книга
Контакт
English

События

20.02.2007 диджериду & камерный оркестр

20.02.2007

После некоторого затишья - очередная существенная новость.

В указанную дату случилось нечто грандиозное. Как минимум для меня, как «не-музыканта» по образованию (точнее, по не-образованию). Диджериду прозвучал в небольшой солирующей роли в составе камерного оркестра.

Замечательный тромбонист, композитор и аранжировщик Виталий Владимиров представил на суд зрителей авторскую программу «В параллели с джазом», состоящую из 2-х сюит и баллады для камерного оркестра. 2-ая сюита состояла из 3-х частей, в одной из которых солирующая партия волею композитора была отдана диджериду. Часть небольшая, минут на десять. Арабские мотивы + синкопированный ритм. Задача стояла довольно скромная - вместе с ударными раскачать оркестр ;). Правда, в оркестре по понятным причинам, думаю, что меня отчетливо слышали лишь первые скрипки и виолончели, но, тем не менее, главное в этом деле зритель. Главное, чтобы зритель чувствовал кач. А, например, для контрабасиста, который стоял в глубине сцены и меня вообще почти не слышал, я потом просто отдельно в кулуарах сыграл кусочек партии.

Концерт должен был состояться (и состоялся) в Зале им.Маклецкого Екатеринбургского Муз.Училища им.Чайковского. Оказалось, что это один из лучших (в своей категории) залов России по своим акустическим параметрам. К своему стыду, до той поры я даже и не подозревал о его существовании.

Играть предстояло без микрофонов, живым звуком. Меня сначала это сильно смутило: диджерибоном раскачать оркестр БЕЗ микрофона? Это вообще автор программы как себе представляет?... Но когда я пришел на репетицию и услышал очень аккуратную работу оркестра под управлением Энхе (дирижер молодежного филармонического оркестра, лауреат междун.конкурса им.Прокофьева), и плюс к тому убедился в том, что акустика зала действительно заслуживает очень высокой оценки, то сомнения пропали. На удивление даже почти не пришлось дудеть во всю силу. Можно сказать, что оркестр иногда просто шептал музыку, уходя в super-pianissimo. Что в свою очередь обязывало и меня к аккуратности в звукоизвлечении. В общем, очень большое впечатление на меня произвела работа дирижера и оркестра. Да и сама музыка, в совокупности с композиционными решениями доставили немало удовольствия, хотя я и не относил себя ранее к поклонникам оркестрового жанра.

Теперь, немного об этом с т.з. «взгляда со стороны». Честно говоря, иногда мне даже было неудобно перед «коллегами» по одной простой причине: их инструменты + виртуозность уже привычны публике, а диджериду для нашего слушателя - это «terra incognita». Поэтому даже скромное, пусть и аккуратное, «гудение» уже вызывает у него состояние восторженности. Во-первых, потому что «как это он так долго гудит?», во-вторых, «он еще и ритм какой-то успевает непонятно чем и как воспроизводить», а, в-третьих, «он откуда у нас тут вообще такой взялся?»(человек, жанр, инструмент). В общем, что реакция оркестра, что реакция восторженной части публики, думаю, обусловлена скорее незнанием возможностей диджериду, чем исполнительским «мастерством» автора этих строк. Я это пишу не ложной скромности ради, а для побуждения тех, кто читает этот текст и интересуется диджериду, самостоятельно искать хорошие и достойные образчики в жанре диджериду-музыки.

Что еще хочется отметить? Это довольно органичное сочетание звука диджериду и оркестра. В электронной музыке приходится бороться с неизбежным доминированием звука диджериду, а в оркестровом варианте я был приятно удивлен тем, что этот нюанс меня не напрягал. Диджериду на мой взгляд не перетягивал на себя оркестровое одеяло больше необходимого.

Далее сам жанр заранее простроенной, композиционной музыки это вам, надо сказать, не клубная «умца-умца». Подготовив несколько мелодических ходов на диджерибоне, я в итоге так и не решился их вставить в композицию. Решил, что лучше пусть будет проще, но увереннее. И без неожиданностей для оркестра. В общем, оставил «выкрутасы» про запас - надо же как-то в дальнейшем имитировать «творческий рост» ;).

Слава Богу, волнения по поводу выхода к зрителям уже не возникает. А иначе просто невозможно было бы вытянуть ровный и долгий звук. Но пару раз на этом долгом звуке всё же мешала слюна (это уже спецкомментарий пошёл), но удалось, я правда так и не понял как, ее проглотить. В каком месте цикла циркулярного дыхания это случилось не знаю. Думаю, что в этот момент у меня могли быть слегка выпучены глаза от переизбытка чувства ответственности за удержание звука ;) и от мысли «Ого-го, как это так я ее проглотил?»

Конечно не обошлось без брака: пару раз быстро прерывался, чтобы поправить положение губ и кое-где «убегал» по темпу, но по ходу дела маскировал это «сбивчивостью» ритмического рисунка и возвращался к тому, что «рисовал» барабанщик.

Скажу еще, что в строгом костюме дудеть жарковато. Так что спасибо февральским морозам за кулисами было предусмотрительно прохладно.

Что в итоге? В итоге, коллеги музыканты и автор программы - довольны, а среди зрителей, вполне естественное, различие мнений в диапазоне от «щенячьего восторга», до - «что это был за мужик с пылесосом?».

Но главное это факт того, что впервые в отечественной оркестровой практике был использован инструмент австралийских аборигенов ДИДЖЕРИДУ. (Если это не так, то с удовольствием учту поправки).

фото1, фото2