Yidaki-Ural.ru - Диджериду от Мастеров Урала

Лаборатория
Диджериду
Галерея
Обучение
Статьи
События
Ссылки
Форум
Музыка
Вопрос - ответ
Заказ
Гостевая книга
Контакт
English

Как сыграть какую-либо композицию?

Небольшое методическое пособие для тех, кто озабочен проблемой проектирования какой-либо композиции из некоторого кол-ва устойчиво освоенных приемов игры на диджериду.

Не погружаясь глубоко в глубины композиционных теорий, на уровне постулатов без объяснений предлагаю к освоению следующую схему.

Допустим у нас есть некий набор ритмических паттернов в размере 4/4. Это означает, что все эти паттерны без проблем укладываются в четыре счета.

Например, паттерн:

тыгыдыма-тыгыдыма-тыгыдыма-тыгыдыма.

или

тыгыдым-м - тыгыдым-м - тыгыдым-м - тыгыдым-м.

Наиболее внимательные из читателей заметили, что паттерн состоит из четырех слов, а каждое слово (особенно в первом случае) состоит из четырех слогов.

Во втором случае роль четвертого слога играет затянутое "м-м".

........

Итак, договоримся, что для нас четыре раза повторенный "тыгыдым" будет называться тактом.

Сразу после "такта" введу такое понятие, как "квадрат". Пусть мы будем называть "квадратом" четырехтактовую форму: 4тыгыдыма х 4.

Чем и почему для нас так важен "квадрат"?

Тем, что на уровне ощущений такт и квадрат - это некие относительно крупные, законченные и самостоятельные единицы измерения продолжительности композиции в музыке. Кроме них есть еще и многие другие, но сейчас для нас важен такт и квадрат.

Именно на уровне ощущений, если вы сыграете три четырёх-четвертных такта и остановитесь, то вам будет чего-то не хватать. Если сыграете пять тактов, то один будет явно лишним- вам при этом придется доиграть еще три такта, чтобы всего было сыграно уже целых 2 квадрата (по четыре такта - всего 8).

Очень важно осознанно пробудить в себе и взрастить это чувство относительной или полной «завершенности» композиции, чувство метро-ритмического «квадрата».

........

Итак, на данный момент у нас есть понимание того, что во временнОм пространстве для конструирования композиций в нашем распоряжении есть условные "ячейки", которые называются такт и квадрат.

Отмечу важный момент – взяв за основу устойчивую ритмическую фигуру, внутри такта и внутри квадрата в этой композиции можно производить некоторые перестановки и изменения.

Какие именно, посмотрим на примере "тыгыдым-такта".

Берем этот паттерн и слегка модифицируем последний "тыгыдым":

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-...

.

Или модифицируем 2-ой и 4-ый "тыгыдым":

тыгыдым-тыгыдАка-тыгыдым-тыгыдАка-

тыгыдым-тыгыдАка-тыгыдым-тыгыдАка-...

.

А теперь составим "квадрат" из четырех модифицированных тыгыдымов:

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка.

.

Почувствовали завершенность, повторив четыре строки - так же как при прочтении четверостишия?

Далее в "квадрате" модифицируем последние две тыгыдымские доли в последнем тыгыдым-такте:

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-

тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-тыгыдА-А

.

Мы получили законченную четырехтактовую фигуру (квадрат) с минимально вариативным внутренним рисунком.

Отыграв один квадрат, следующий можно начинать сразу с какого-то не очень кардинального, но существенного изменения.

Например:

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тА-а-тА-а

.

В третьем квадрате можно еще что-то модифицировать, оставив в качестве основы какой-то цикличный ритмический элемент, который напоминал бы слушателю о первом квадрате.

А в четвертом квадрате можно вернуться к той ритмической фактуре, с которой вы начали в первом квадрате, т.е. вернуть слушателя для ЦЕЛОСТНОСТИ к первоначальной "мысли", но только в финале ввернуть какой-нибудь усиленный модификатор. Может быть прокричать что-нибудь: тыгыдымм-тыгыдымм-такуДАку-ДА-а-КАМ!

Итак, проговариваем композиционное решение, составленное из 4-х «квадратов»

тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка

тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка

тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка

тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка-тыгыдА-А

.

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тА-а-тА-а

.

тыгыдымм-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тыгыдымм-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а

тагадака-тыгыдымм-тагадака-тА-а-тА-а

.

тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка

тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка-тыгыкАмм

тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка

тыгыдымм-тыгыдымм-такуДАку-ДА-а-КАМ!