Как сыграть какую-либо композицию?
Небольшое методическое пособие для тех, кто озабочен проблемой проектирования какой-либо композиции из некоторого кол-ва устойчиво освоенных приемов игры на диджериду.
Не погружаясь глубоко в глубины композиционных теорий, на уровне постулатов без объяснений предлагаю к освоению следующую схему.
Допустим у нас есть некий набор ритмических паттернов в размере 4/4. Это означает, что все эти паттерны без проблем укладываются в четыре счета.
Например, паттерн:
тыгыдыма-тыгыдыма-тыгыдыма-тыгыдыма.
или
тыгыдым-м - тыгыдым-м - тыгыдым-м - тыгыдым-м.
Наиболее внимательные из читателей заметили, что паттерн состоит из четырех слов, а каждое слово (особенно в первом случае) состоит из четырех слогов.
Во втором случае роль четвертого слога играет затянутое "м-м".
........
Итак, договоримся, что для нас четыре раза повторенный "тыгыдым" будет называться тактом.
Сразу после "такта" введу такое понятие, как "квадрат". Пусть мы будем называть "квадратом" четырехтактовую форму: 4тыгыдыма х 4.
Чем и почему для нас так важен "квадрат"?
Тем, что на уровне ощущений такт и квадрат - это некие относительно крупные, законченные и самостоятельные единицы измерения продолжительности композиции в музыке. Кроме них есть еще и многие другие, но сейчас для нас важен такт и квадрат.
Именно на уровне ощущений, если вы сыграете три четырёх-четвертных такта и остановитесь, то вам будет чего-то не хватать. Если сыграете пять тактов, то один будет явно лишним- вам при этом придется доиграть еще три такта, чтобы всего было сыграно уже целых 2 квадрата (по четыре такта - всего 8).
Очень важно осознанно пробудить в себе и взрастить это чувство относительной или полной «завершенности» композиции, чувство метро-ритмического «квадрата».
........
Итак, на данный момент у нас есть понимание того, что во временнОм пространстве для конструирования композиций в нашем распоряжении есть условные "ячейки", которые называются такт и квадрат.
Отмечу важный момент – взяв за основу устойчивую ритмическую фигуру, внутри такта и внутри квадрата в этой композиции можно производить некоторые перестановки и изменения.
Какие именно, посмотрим на примере "тыгыдым-такта".
Берем этот паттерн и слегка модифицируем последний "тыгыдым":
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-...
.
Или модифицируем 2-ой и 4-ый "тыгыдым":
тыгыдым-тыгыдАка-тыгыдым-тыгыдАка-
тыгыдым-тыгыдАка-тыгыдым-тыгыдАка-...
.
А теперь составим "квадрат" из четырех модифицированных тыгыдымов:
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка.
.
Почувствовали завершенность, повторив четыре строки - так же как при прочтении четверостишия?
Далее в "квадрате" модифицируем последние две тыгыдымские доли в последнем тыгыдым-такте:
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-
тыгыдым-тыгыдым-тыгыдАка-тыгыдА-А
.
Мы получили законченную четырехтактовую фигуру (квадрат) с минимально вариативным внутренним рисунком.
Отыграв один квадрат, следующий можно начинать сразу с какого-то не очень кардинального, но существенного изменения.
Например:
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тА-а-тА-а
.
В третьем квадрате можно еще что-то модифицировать, оставив в качестве основы какой-то цикличный ритмический элемент, который напоминал бы слушателю о первом квадрате.
А в четвертом квадрате можно вернуться к той ритмической фактуре, с которой вы начали в первом квадрате, т.е. вернуть слушателя для ЦЕЛОСТНОСТИ к первоначальной "мысли", но только в финале ввернуть какой-нибудь усиленный модификатор. Может быть прокричать что-нибудь: тыгыдымм-тыгыдымм-такуДАку-ДА-а-КАМ!
Итак, проговариваем композиционное решение, составленное из 4-х «квадратов»
тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка
тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка
тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка
тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка-тыгыдА-А
.
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тА-а-тА-а
.
тыгыдымм-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тыгыдымм-тыгыдымм-тагадака-тыгыдА-а
тагадака-тыгыдымм-тагадака-тА-а-тА-а
.
тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка
тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка-тыгыкАмм
тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдымм-тыгыдАка
тыгыдымм-тыгыдымм-такуДАку-ДА-а-КАМ! |