Австралийский народный ритм
Без долгих предисловий обратимся к великому аборигенальному или аборигинальному наследию (не знаю, как адекватно перевести слово aboriginal - оба рус.варианта имхо отражают свою часть сути содержания этого слова))).
Итак, размер 6/8. Что это значит? Это значит, что рисунок этого ритма укладывается в один такт, который состоит из 6-ти долей. Т.е. отсчитывать ритм нужно не 1-2-3-4 как в размере 4/4, а 1-2-3-4-5-6.
Не лишним будет заметить, что подобные размеры очевидно представимы в виде двух триолей
1-2-3-1-2-3 = 1-2-3-4-5-6. Это я к тому, что тема триолей довольно широко используется в этно-практике. Много барабанных афро-ритмов построены на размере 6/8. Ибо такой размер позволяет симметрично нагружать обе руки:
правая-левая-правая, левая-правая-левая - это две триоли 1-2-3, 1-2-3.
Вернемся к диджериду. Как вербально записывается тот ритм, который предлагается к освоению? Например, вот так:
кА--кА--кА---китА-у-китА-у (или "тАу-тАу-тАу-китАу-китАу" - смысл тот же)
-1----2----3----4----5-----6
Аудио-пример.
Если вам для освоения пригодится сопоставление с барабанным ритмом, то оно есть у нас: барабанный сэмпл 6/8.
Обращаю внимание, что первые три акцента чётко ложатся в первые три доли такта, а вот четвертый акцент "китАу" с ударением на "А" производится между четвертой и пятой долей такта. Если ориентироваться на барабанный сэмпл, то этот акцент совпадает с ударом левой руки (если весь ритм начинать играть с правой).
Про схему дыхания сказано в аудио-примере, поэтому дополнительных пояснений давать не будем.
В отношении артикуляции важно подчеркнуть, что первые три акцента исполняются с использованием приёма тут (toot). Это сильные диафрагмальные толчки (кАу-кАу-кАу или тАу-тАу-Тау).
А следующие два акцента желательно производить с обострением звука, минимизируя объем ротовой полости. Возможно при этом произнесение слогов наподобие "крритУа-крритУа" или "крритАу-крритАу", чтобы язык перемещался ближе к зубам.
Если Вы справились с освоением этого ритмического рисунка, то с нашей стороны было бы педагогическим упущением не попытаться соединить этот материал с прошлыми уроками.
Поэтому в качестве расширения этого урока предлагаю вплести в указанный ритм триольную конфигурацию "тауки-тауки".
Пример модифицированного ритма. На первый взгляд, хотя слово "взгляд" не очень подходит для этого аудио-контекста, может показаться, что ритм не очень-то изменился от внедрения в него триоли "тАуки", но тем не менее этот "невидимый суслик" там есть. Если прислушаться)).
Т.е. если представить это в виде слогов, то выглядеть будет так:
1-й такт: тА-тА-тА-китАу-китАу
2-й такт: тА-тА-тАуки-тАуки-тА
Последний слог 2-ого такта (выделенный) в такой конфигурации лучше активно выделять голосом. И вообще можно смело пользоваться голосом и передувами для придания бОльшей рельефности ритмическому рисунку.
Пример модифицированного ритма N2.
А вот пример того, как использует этот ритм yidaki-master Datura: Skippy.
.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..
Отдельное спасибо Datur'е, аборигенам Австралии, Радуге-Змее и Мастеру Анатолию за помощь в создании этого урока. Да и не только этого :) |